Польский фотохудожник по имени Адам Козиол посвятил свое творчество тому, чтобы документировать культуру различных исчезающих древних племен. Естественно, что среди последних во множестве присутствуют те, чьей неотъемлемой частью являются традиции татуировки.
В объектив его фотокамеры попали представители таких народностей, как Атаял (Тайвань), Нага (северо-восток Индии), Ментавай (одноименные острова Индонезии), Апатани (западные территории Мьянма), Ибан (острова Борнео).
Как и у многих других племен, традиции татуировки индонезийского племени Ментавай являются неотъемлемой частью их жизни. Без данной традиции эти люди перестанут быть тем народом, которым они являлись десятки тысяч лет до начала нашей эры. Увы, но эта традиция умирает, а вместе с ней и древний уклад жизни племени. Традиционные татуировки Ментавай сегодня можно встретить лишь на стариках, которых становится все меньше и меньше.
«Татуировки делали и мальчики и девочки примерно в десятилетнем возрасте. Это не было ритуалом или каким-то событием. Мы просто приходили к деревенскому татуировщику и делали себе татуировки. Мы даже ему ничего не платили, разве что приносили с собой немного рисового вина. Тогда все было очень просто - если на тебе не было татуировок, значит ты не был частью общины Ментавай», - рассказывает 87-летняя Сайбойрот Тубу Сакиру. Она единственная носительница традиционных татуировок этого племени, кто выжил после страшного цунами 2005 года.
«Татуировки заживали долго и болезненно, особенно на руках и шее, но недели вполне хватало. Краску делали из сажи и сока сахарного тростника. Когда пришли голландские колонисты, они первым делом запретили татуировки и вообще все наши традиции. Они запрещали мужчинам носить длинные волосы и подпиливать зубы. Они хотели чтобы мы стали протестантами, а все наши обычаи называли варварскими и примитивными».
«Моя младшая сестра была схвачена полицейскими прямо во время процесса татуировки. Я делала ей татуировку на подбородке. Ее отправили в тюрьму, где она просидела целый год. А я смогла тогда убежать в лес».
«Еще помню, как в 1956 году полиция устроила показательное сжигание татуировочных инструментов, традиционных украшений и других предметов нашей культуры. Тех, кто пытался этому помешать, схватили и отправили в тюрьму».
«Естественно, что следующее поколение Ментавай уже не делали себе татуировки. Они просто боялись. Сейчас уже невозможно встретить подпиленные зубы или татуировку на все тело. Все это в прошлом. В 1916 году, когда пришли протестанты, они запретили все, что нас связывало с нашей верой и нашей историей».